Шум в Лувене, в Сорбонне восстанье.
Кто шумит? Интеллекты одни!
Как любовник минуты свиданья,
Революции жаждут они…
Я тогда о судьбе их поплачу,
Правоте своей горькой не рад,
И по почте пошлю передачу
Даже Сартру — какой он ни гад…

Наум Коржавин


Сытому бездельнику всегда нечем заняться. И чем более эпохальным будет выбранное им развлечение, тем грандиознее будет вершина, на которую взберется чувство собственного величия развлекающегося. Я это не к лозунгам картинок предыдущего поста. Я о тех, кто несет в руках эти лозунги.

Средний возраст тех, кто повадился ходить массовкой по площадям – 25-30 лет. Это, если хотите, интеллектуальная элита протестующих, ее лучшие люди. Те, кто моложе – статисты и бушующих авангард: чем моложе кровь, тем гуще она бурлит. Ну а по трибунам с рупорами лазают разные персонажи. Ну да не о них. А о первых двух категориях. Мне о них проще, потому что в возрастном плане я уверенно вписываюсь в первую из них.

В современных условиях становление человека как элемента общества начинается где-то в 18 лет. До этого возраста государство нормативно обязывает человека висеть на чужой шее: родители заботятся о несовершеннолетних, государство обеспечивает среднее образование. Один на один с действительностью даже если захочешь, то не останешься. Непременно прибежит мама с носовым платком я папа с ремнем. Или учитель с указкой. Или все вместе. А вот в 18 лет хочешь-не хочешь, а пинок под филейные части получишь. Кто-то идет в армию, кто-то работать, кто-то в вуз. В любом случае человек вынужден учиться какой-никакой, а самостоятельности, и в том числе общественной ее составляющей. Кто он, куда идти, как реагировать, к чему стремиться, как стремиться и т. п. – вопросы именно этого периода.

Ну а теперь практическое приложение выдвинутого тезиса. А когда же социализировались эти интеллектуалы, вышедшие на площади с разными ленточками и листочками? Правильно, в 2000-ые. Когда в стране творились два интересных процесса: дорожала нефть и ЧК ФСБ брала власть в свои руки, попутно распределяя доходы от нефти. И так уж вышло, что голодные 90-ые прошли милым детским воспоминанием. Потому что вопрос «чем пообедать» был вопросом их родителей. В конце концов, когда тебе 10 лет, то гораздо важнее мультики в 15:20 или войнушка во дворе, чем меню обеда.

А вот учиться и работать пришлось тогда, когда материальное благополучие стало разумеющимся фактом. Когда сотовый телефон, компьютер и пляж в Турции стал не символом жизни «новых русских», а обыденными явлениями собственной жизни. Когда удалось усесться по разным удобным и не очень креслам перед монитором или ворохом бумаг, когда социальные сети перепутались с профессиональными обязанностями, когда кофе важнее отчета, а пятница – самый главный день недели. Словом, выросло поколение, которое перестало считать материальное благополучие целью собственной жизни. «С 19... года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и «фольксваген», и всё же я прожил жизнь, как козёл.»

Это не я придумал. Это один из лозунгов парижской весны 1968 г. Это тоже было время, когда сытые дети вышли на улицы побунтовать. Зачем? Потому что «мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки». Такое может заявить лишь тот, кто ни разу в жизни не был голоден. Нет, мне настойчиво можно возразить, что власть в двухтысячные не решила в принципе проблем современной России, широкие слои населения не могут похвалиться серьезными доходами. Ну так, какая держава, такие и теракаты. По площадям ведь не широкие слои бродят. И не признать того, что какой-никакой, а слой интеллектуалов с устойчивым доходом сумел сформироваться, нельзя.

На ровном месте, из ниоткуда ничего не возникает. Те кто вышли с призывами «Путин, уходи», не могут не согласиться с одним: вы все плоды его режима// продукты его болот. И власть иронично указала на суть митинговавших, перенеся 10 декабря московский митинг с площади Революции на Болотную площадь. Подобное подобным!

Антиединороссовские партии, которым недодали голосов по мнению зачестновыборных говорунов, уже заклеймили уличные флэшмобы оранжевой проказой. Вожди против своих защитников. Это ли не упоительная фантасмагория? Когда французские власти в 68-ом говорили молодым манифестантам: «Изложите свою программу», им в ответ смеялись в лицо. Также как и у нас сейчас. Потому как нет этих программ, а есть тяга поразвлечься. Ребята, помиритесь! С собственной головой.


И напоследок. Я было вчера опять собрался на митинг в зрительный зал. А оказалось, что у нас в городе его уже провели в среду силами КПРФ. И хотя знамена были красным, валил такой снег, что никаких ленточек и не потребовалось. Дотянулся-таки Госдеп. А оно и к лучшему: в вчера в квартире порядок навел, со стиркой управился и картошки поджарил. И завершить все виски с содовой – самое то.

Комментарии
26.12.2011 в 11:19

молчаливый ПЧ
По моему скромному мнению, возраст тут совсем не первопричина
26.12.2011 в 16:38

Джейк Чемберз, речь не о возрасте как таковом, а о периоде социализации. Молодежь 90-ых (рожденные в 70-ых) в массе своей тихо сидят и никого не трогают. Потому что период их социализации был сопряжен чуть ли не со смертельной борьбой за место под солнцем. Масштабы у нас, конечно, не французские, но причины, думаю, сопоставимые: у сытого всегда есть время подумать о политике.
26.12.2011 в 16:46

молчаливый ПЧ
Рыцарь Северного Заката, Тут ещё один интересный фактор есть.
Я долго думал, что же меня напрягает во всех этих революционЭрах - в конце концов пришел к выводу, что семейный вопрос: по какому-то странному совпадению у них подавляющее большинство либо не имеют своей семьи, либо имеют, но неполную (нет детей или есть дети, но в разводе с мужем/женой).
И тут можно долго рассуждать - кто дал им право на "активную социальную позицию"? Пусть сначала сумеют построить свое домашнее государство - семью, сделать счастливыми его "граждан", а уже потом делиться положительным опытом с остальными. Не могут, не знают как - "социальный экзамен" не сдан. И право учить других таким не положено. Даже я совершенено по-другому начал смотреть на мир, когда решил завести семью и детей - и есть подозрение, что дальше взгляды изменятся ещё больше. В. Легойда тоже в своем интервью высказался в духе, что его беспокоили судьбы всего мира, пока у него не появилось двое детей.

Раньше этот фактор понимали очень хорошо - в Древней Греции, например, человек не мог стать гражданином полиса (demos), пока у него нет жены и детей (совсем морально разложившиеся, вне зависимости от семейного статуса, изгонялись). Не-граждане назывались idiotes (перевод я думаю не требуется) и не имели равных прав с гражданами.

Я понимаю, что среди митингующих разные люди и все такое. Но вот мне почему-то попадаются именно что бездетные или без положительного опыта построения семьи - и в реале, и в ЖЖ, и на дайри.
26.12.2011 в 19:55

Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Рыцарь Северного Заката, вот ты правильный консерватор. За что я тебя и уважаю.

Правильный консерватор делает точно такие же выводы, как условный прогрессист (можно было сказать либерал, но это слово слишком затягано). Вот у меня точно такая же оценка 68го и современных "цветных революций" Только вот со знаком плюс. Подробности чуть позже.)
26.12.2011 в 22:41

Джейк Чемберз, мне и добавить особо нечего к твоим умозаключениям. Впрочем, либеральная левизна нынешней площадной массовки и не предполагает серьезного отношения к семейным ценностям. Пожалуй, отмечу, что применительно к московским манифестантам вполне применима греческая категория метэков-переселенцев. В условиях отсутствия семьи и "понаехавшем" характере жизни в столице нивелируется и третья категория полноправного гражданина - собственность. Безусловно, вышедшие на площади чем-то и похожи на средний класс, но их имущество легко помещается в карман в виде айфонов и кредитных карт.

Lexee Sly, спасибо, доброе слово и консерватору приятно. Подробности я конечно же почитаю. А до того стоит полистать материалы о правом реванше конца 70-ых (а местами и гораздо раньше). Впрочем, если говорить о той же Франции, то события мая 68 г во многом обусловили голлистские победы начала 70-ых и реформы именно что сверху. Глядишь и у нашего доморощенного де Голля что-то подобное выйдет.
27.12.2011 в 01:06

Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
В условиях отсутствия семьи и "понаехавшем" характере жизни в столице нивелируется и третья категория полноправного гражданина - собственность. на днях в каких-то новостях видел инфошку мол в Киеве начинают медленно переходить от строительства жилых домов, к строительству доходных. Улавливаешь? Советы много за что можно не любить, но факт остается фактом, она создала массового собственника - у него была квартира (и не одна), у него была дача. ( некоторые авторы считают это основной социальной бомбой развалившей Союз) За двадцать лет этот слой размывается. Причем преимущественно в больших городах, где делаются большие деньги. Даже у нас в Днепре съем квартиры на нескольких человек не связанных семейными узами становится обычным явлением. В Киеве или в Москве все гораздо я понимаю запущенее. Вывод один социальная база "лево-либералов" будет расти. Чтобы закончить "семейную" тему скажу так.

Ну как по мне 68ой везде поставил под вопрос авторитет сакральной верховной власти. Мало уже становится среднему горажанину стабильности и сытости, пирамида Маслоу работает. Запад ответ нашел - мелкий бизнес и гражданский активизм, как пряник. Правый террор как кнут. И все эти цветные революции вообщем гасятся тем же. Дайте свободу и поддержку мелкому бизнесу, дайте возможность гражданскому активизму. Я общаюсь в такой айфонно-кредитной среде и я прекрасно вижу, что она опора любого режима дай им заниматся мелким гешефтом и каким-нибудь "социально полезным" делом вроде благотворительности. Ну еще конечно отказаться от истеричных демонстраций власти. Отдельные люди среди элиты это понимают. И это кстати будет значительно дешевле чем продвижение "семейных ценностей".
27.12.2011 в 17:05

Lexee Sly, изложенные тезисы я не стану оспаривать. Поглядим на действия российских властей. Пока они довольно понятны и разумны.
27.12.2011 в 17:39

Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Пока они довольно понятны и разумны. возможно я оскорблю твои патриотические чувства, но они на удивление разумны.
27.12.2011 в 17:53

Lexee Sly, в нашей фээсбе не совсем уж откровенные бараны. ;-) Видишь, мы и в этом сошлись.

Знаешь, мне, конечно, известен английский вариант русской пословицы про выбор из двух зол, согласно которому из двух зол и выбирать-то незачем, но имея альтернативу Путину в лице Немцова, Касьянова со товарищи я, пожалуй, выберу полковника.
27.12.2011 в 22:16

"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
Не-граждане назывались idiotes
греческое слово [идиот] первоначально обозначало "частное лицо", "отдельный, обособленный человек". Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно и называли себя "политэс". Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли "идиотэс" (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами). Естественно, "идиотов" сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками — "ограниченный, неразвитый, невежественный человек". И уже у римлян латинское idiota значит только "неуч, невежда", откуда два шага до значения "тупица".
27.12.2011 в 22:19

TrashTank, древние греки были настолько суровы мудры, что четко знали каким термином назвать современную российскую оппозицию.
27.12.2011 в 22:29

Бог не без милости, казак не без счастья.
Рыцарь Северного Заката, вообще-то согласно древнегреческому определению, идиоты те, кто политикой не интересуются и участия в ней не принимают.;-)
27.12.2011 в 22:36

Makskozak, древние греки знали, кому можно доверить власть. Мы с тобой в их случае в пролете. ;-)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail