Но вот теперь поближе посмотрим на империи. И смотреть будем в историю, потому как теперь подлинную империю не сыщешь днем с огнем.

Итак. Империя – от латинского imperium. Это – объем властных полномочий должностного лица в Риме – магистрата. Imperium был нескольких видов, а наибольший объем полномочий в рамках imperium принадлежал диктаторам – должностным лицам, наделяемым экстраординарыми полномочиями на период чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельств, сроком до шести месяцев. Понятие Imperator появился позже, когда Рим стал воевать много, часто и со всеми вокруг. Imperator – это почетное звание Римской республики, которое давалось полководцам-триумфаторам. Прошло время, и Imperator превратился в верховного главнокомандующего армией, и почетное звание наполнилось вполне конкретными полномочиями. Однако, достаточно долгое время глава римского государства формально оставался главой республики, сосредотачивая в своих руках полномочия нескольких республиканских должностей кряду. Лишь только к середине III в. глава римского государства окончательно стал августом и доминусом, что указывала на неограниченный характер его власти. Хотя, имперские особенности римское государство имело, называясь Res publica Romana.

С имперским терминами относительно ясно. Вернее, если базироваться на формальности, то ничего не ясно. Не ясно, отчего во времена расцвета империй (не ошибусь, если укажу здесь средневековье) императора в перечне титулов ставили выше прочих монархов. Не ясно, отчего шла серьезная политическая борьба за право титуловать императоров, а государству быть империей. Зато ясно другое. Империя – не форма государственной власти. Рим был империй, имея во главе республиканского правителя (хотя и безусловно, с фактически монархическими полномочиями). Империя – не форма государственного устройства, потому что с формальной точки зрения Рим был интересной смесью унитарного государства, федерации, и даже конфедерации. Империя – это не политический режим, хотя она и тяготеет к авторитаризму.

Выходит, империя – это содержание государства. Если хотите, философско-мировоззренческое понимание своей исторической роли.

Ведущий признак империи – универсальность. Это в некоторой степени надгосударственное образование. Император – первый среди подчиненных ему стран и народов. Империя это упорядочивающая и организующая, устанавливающая и надзирающая, карающая и защищающая сила. Подчеркнем, Империя – не государство. Это надгосударство. Иногда принято называть империей государство, занимающее значительную территорию. Правомерность такого утверждения опровергнет пример Византии XV в., когда обладание Константинополем, несколькими островами в Эгейском море и несколькими областями Мореи не мешало византийским императорам оставаться таковыми.

Идея Империи формулируется на стыке времен и культур: эллинистической и восточной. Строительство Империй – начинается раньше. Об Александре Великом Плутарх пишет «видя в себе поставленного богами всеобщего устроителя и примирителя, применял силу оружия к тем, на кого не удавалось воздействовать словом, и сводил воедино различные племена, смешивая, как бы некоем сосуде дружбы, жизненные уклады, обычаи, брачные отношения и заставляя всех считать родиной вселенную, крепостью – лагерь, единоплеменными – добрых, иноплеменными злых…». И позднее: «всё на земле подчинено Единому Разуму и единой гражданственности, все люди составляют единый народ…И если бы Бог, пославший в наш мир душу Александра, не отозвал её вскоре, то единый закон управлял бы всеми людьми и они взирали бы на единую справедливость как на общий свет». Даже при поверхностном прочтении налицо мистический характер Империи.

Столкновение универсальности Империи и универсальности Церкви породило то, что должно понимать симфонической универсальностью, под знаком которой развивались средневековые империи со времен св. Константина. Пожалуй, наиболее точно признаки Империи формулирует Евсевий Кесарийский. Это

SOLUM – власть в Империи монархическая.

UNIVERSUM – власть в Империи универсальна и не дифференцирует своих подданных.

AETERNUM – власть в Империи вечна, то есть не ограничена во времени и пространстве.

SACRUM – власть в Империи священна, поскольку исходит от Творца.


(Дано по статье А. Бычкова «Формула Империи»)

Для своих подданных Империя формулирует общую имперскую идею, следование которой фактически единственное требование к ним. Империя не стремится к изменению жизненного уклада народов в различных своих частях. Империя вполне терпимо относится к покоренным или присоединившимся народам. Доступ в ряды имперской знати вполне открыт. Империя живет под лозунгом единства для всеобщего блага.

Немедленно при этом должен возникнуть вопрос о наличии имперского этноса, и его роли в функционировании империи. Вопрос, на который сложно ответить, хотя бы из неизбежного столкновения имперской и этнической доминанты. История показывает, что Империя, как правило, формируется одним народом, который и возлагает не себя имперское бремя. Та же история показывает, что именно национализм наносит тяжелый удар по Империи, потому что оспаривает имперскую универсальность. Видимо, остается принять тот факт, что до тех пор, пока стержневой этнос империи готов нести и несет бремя имперской универсальности, терпимо относясь к прочим этносам, при условии принятия ими имперской идеи, то Империя будет жить.

Комментарии
24.03.2011 в 15:12

Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Не ясно, отчего во времена расцвета империй - ну никак не средневековье.

Как раз Просвещение и до 1945 года где-то. После 1945 года начинается окончательна глобализация.

офф-топ. Ничего что я тебя комментирую?

24.03.2011 в 15:21

Как раз Просвещение и до 1945 года где-то.

Lexee Sly, празнаться - не согласен. Ни Британская, ни Французская, ни Германская и иной раз и Российская империи под указанные признаки не тянут. Об этом - следующий пост.

офф-топ. Ничего что я тебя комментирую?

Lexee Sly, нет, конечно. Что за вопрос? Если бы я боялся комментарием, то не выложил бы в сеть ни одной записи.
27.03.2011 в 12:18

Почти верю в чудо.
Рыцарь Северного Заката прочитала с любопытством, потому как работаю сейчас над проектом, в котором идет речь об империи. Среди всех определений, даже в юридических изданиях по ТГП, я не нашла четкой и ясной формулировки понятия "империя", которое не противоречило бы тому, что было сказано в абзаце, расположенному ранее в той же книге.
В основном говорят только о том, что Империя - это тип государтсвенного устройства.
28.03.2011 в 00:04

Та, что под маской, что такое "тип государственного устройства" юридическая наука тоже не очень ясно ответит. Думаю, записи об Империи будут продолжены. Как скоро - на знаю.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail