Собственно, я вот о чем. Возвращаюсь я сегодня домой и понимаю, что попасть мне туда через полгорода и неудобно. Поймал такси, оттопав два квартала, уселся и еду. А у пожилого водителя на панели (так называется пространство между рулем и лобовым стеклом?) Новый Завет. В американском исполнении, такое за версту видно. Я еду и думаю: что-то таксист-протестант не прозелит. Они ведь все прозелиты! И точно. Проехали немного, поговорили, чем опасен оборот крупных купюр в розничной торговле, помолчали некоторое время, а потом ожидаемое: «Вы верите в Бога?».
А потом мне стало стыдно. Потому что на такой поток евангельских цитат и такое нахальное выворачивание их смысла мне ответить было нечего. А проповедь в ухо потоком: «Я читал… сказано… в главе… а ваше православие сплошное… я полагаю…. я уверен… я считаю… я… я… …». Боже мой, меня домой вез безгрешный человек! Который уже все понял и осознал. Который во всем разобрался до конца. Который твердо полагает, что уже спасся. Я до сих пор в голове не могу уложить: «Я уже спасен!». Как же, наверное, легко человеку живется! Ведь, по сути, и вера уже не нужна. Зачем, коли спасен.
Божьей милостью, я научился пропускать это мимо ушей. Мне пока еще тяжело не вступать в полемику, но когда я понимаю, что не могу аргументировано противостоять иноверцу, то нахожу более разумным замолчать и уклониться от дальнейшего общения. Тем более, когда оппонент и не настроен на диалог, потому что диалог предполагает возражение второй стороны, а как возразить тому, кто уже все знает?
Однако же, отчего то мне кажется, что пока баптисты, адвентисты и прочие квакеры с пятидесятниками будут строить свое миссионерство на тезисах «я – избранный», «я – знаю», «православие – обман», то немного они добьются по части распространения своих лжеучений.
Впрочем, меня порадовало одно: на прощание я сумел сказать старику вместо «ух, чтоб тебе, подлый еретик!» короткое «Храни Вас Бог». Расту, наверное.
P. S. А вот Священным Писанием вкупе со Священным Преданием, святоотеческой литературой, сравнительным богословием и историей протестантизма нужно подзаняться. Чтобы у прозелитов шаблоны начинали рваться уже на ранних подступах.
А потом мне стало стыдно. Потому что на такой поток евангельских цитат и такое нахальное выворачивание их смысла мне ответить было нечего. А проповедь в ухо потоком: «Я читал… сказано… в главе… а ваше православие сплошное… я полагаю…. я уверен… я считаю… я… я… …». Боже мой, меня домой вез безгрешный человек! Который уже все понял и осознал. Который во всем разобрался до конца. Который твердо полагает, что уже спасся. Я до сих пор в голове не могу уложить: «Я уже спасен!». Как же, наверное, легко человеку живется! Ведь, по сути, и вера уже не нужна. Зачем, коли спасен.
Божьей милостью, я научился пропускать это мимо ушей. Мне пока еще тяжело не вступать в полемику, но когда я понимаю, что не могу аргументировано противостоять иноверцу, то нахожу более разумным замолчать и уклониться от дальнейшего общения. Тем более, когда оппонент и не настроен на диалог, потому что диалог предполагает возражение второй стороны, а как возразить тому, кто уже все знает?
Однако же, отчего то мне кажется, что пока баптисты, адвентисты и прочие квакеры с пятидесятниками будут строить свое миссионерство на тезисах «я – избранный», «я – знаю», «православие – обман», то немного они добьются по части распространения своих лжеучений.
Впрочем, меня порадовало одно: на прощание я сумел сказать старику вместо «ух, чтоб тебе, подлый еретик!» короткое «Храни Вас Бог». Расту, наверное.
P. S. А вот Священным Писанием вкупе со Священным Преданием, святоотеческой литературой, сравнительным богословием и историей протестантизма нужно подзаняться. Чтобы у прозелитов шаблоны начинали рваться уже на ранних подступах.
1) какая из протестантских конгрегаций является крупнейшей в России?
2) какова ее численность?
3) каково соотношение между крупнейшей на Дальнем Востоке протестантской конгрегацией и РПЦ (МП)?
Это навскидку.
Я не специалист по религиоведческой статистике. Я всего лишь имею возможность субъективной оценки протестантского миссионерства в девяностые и в нынешние годы. И как-то благообразного джентльмена с брошюркой встретить все сложнее.
Тоже считаю, что вступать с ними в диалог нет необходимости, ибо он этакая провокация: главное, вызвать у человека желание обсудить или негодование, а там уже в ходе беседы потихоньку перетянуть на свою сторону...
Однако представление о том, что "история протестантизма это история бесконечных отколов, делений и споров на тему кто избраннее среди правильных" это представление довольно наивное. Протестантизм склонен к компромиссам, и подавляющее большинство протестантских групп в РФ поддерживают между собой общение на всех уровнях. Они вполне воспринимают себя как нечто единое. В этом стаде есть свои "паршивые овцы" типа Свидетель Иеговы (если считать их протестантами) или адвентистов с их спецификой. Но с другой стороны и ривайвелистские течения (типа тех же адвентистов) поддерживают между собой серьезные связи.
Точной статистики у меня под рукой нет. Впрочем, сомневаюсь, что есть стопроцентно точная статистика: в условиях постоянных преследований со стороны РПЦ и властей многие протестанты вынуждены скрывать свои взгляды. Предполагаю, что самая крупная из протестантских конгрегаций в современной РФ - баптисты. Вероятно, адвентисты отстают от них не слишком сильно.
Это Ваше "пока" желаемый или действительный порядок вещей?
Еще десять лет назад и вопрос бы такой не возник, РПЦ лидировала безусловно и безоговорочно.
Десять-двадцать лет назад - это период крайнего разгула всевозможных религиозных организаций совершенного разного толка. Церковь в изменяющемся на глазах мире не успевала отвечать на вызовы. Теперь научилась. Вместе с нею и народ.
Однако представление о том, что "история протестантизма это история бесконечных отколов, делений и споров на тему кто избраннее среди правильных" это представление довольно наивное.
Тогда еще один вопрос: протестантизм условно начинался как лютеранство. Сколько сейчас в мире насчитывается протестантских деноминаций, церквей, религиозных общин, групп и сект, где главным критерием различий будет вероучение?
Протестантизм склонен к компромиссам, и подавляющее большинство протестантских групп в РФ поддерживают между собой общение на всех уровнях.
Так баптисты, которые вышли из пуритан под влиянием меннонитов и анабаптистов, которые вышли из англиканства, делятся на общих и частных, причем общие скорее арминиане, которые... Словом, может они и общаются...
Впрочем, сомневаюсь, что есть стопроцентно точная статистика: в условиях постоянных преследований со стороны РПЦ и властей многие протестанты вынуждены скрывать свои взгляды
Вы знаете, я все-таки провинциал. Неужели в Москве протестантов держут и не пущщают? Кто, как, когда, в какой форме и т. п.? Потому что мне в это верится с трудом.
Предполагаю, что самая крупная из протестантских конгрегаций в современной РФ - баптисты. Вероятно, адвентисты отстают от них не слишком сильно.
Здесь не могу не согласиться. В моем родном городе, где населения - с половину московского района, три протестанстские молельни: баптистов, адвентистов (Седьмого дня или нет - не знаю) и пятидесятников. Две из них в центре города. Одна из них - резко бросается в глаза. Стоят лет десять, если не больше, и ни групп ОМОНа, ни людей в штатском я возле не замечал.
Все прочее, сказанное вами про протестантов с успехом может быть отнесено к любой христианской группе. Возможно с вашей точки зрения православие является непосредственным и единственно верным преемником раннехристианских общин. Но уверяю вас, что у адвентиста или старокатолика не больше и не меньше причин считать точно так же. Любая современная христианская группа - результат длительных расколов. Исключение составляют разве что Древневосточные церкви, да и то не столь уж строго.
Что касается преследования протестантов, то против них постоянно возбуждаются судебные разбирательства, имеет место масса препон на уровне бюрократии и администрации. Характерный пример, с которым я сам лично сталкивался (чтоб не искать доказательств вящих): в прошлом году тираж Библий, заказанных баптистами из-за рубежа, был задержан на границе таможней под предлогом (я не шучу) отсутствия благословения Патриарха. Библии, кстати, были в невинном синодальном переводе.
Подобные истории повторяются едва ли не ежемесячно. К этом нужно добавить постоянные нападки т.н. "сектоведов", поддерживаемых РПЦ и властями. Речь идет, по сути дела, о регулярном и систематичном нарушении закона о свободе совести и соответствующей статьи Конституции.
Любая современная христианская группа - результат длительных расколов.
Раскол - термин религиоведа, откол - термин православного христианина.
был задержан на границе таможней под предлогом
Константин Редигер, да полноте! Родное чиновничество и не такие перлы придумает, чтобы получить мзду. Я буквально месяц назад читал эссе для Росреестра на тему "как у меня в собственности оказался объект недвижимости". Нигде, слышите НИГДЕ, нормативного обоснования этому не найти. Зато после бутылки коньяка и небольшого конверта дело пошло веселее. Оттого не ищите тайных знаков там, где их нет.
Речь идет, по сути дела, о регулярном и систематичном нарушении закона о свободе совести и соответствующей статьи Конституции.
Знаете, по части Конституции, свободы совести и нарушения закона мне как-то привычнее с писаным документом. Давайте так: нормативный акт, противоречащий Конституции, где черным по-русски написано: адвентиста тащить в цугундер по поводу и без такового, анализ нормы, выводы.
А вообще да - сам недавно сталкивался с иеговистами на улице, которые пытались завести беседу и под шумок сбагрить мне свои журналы. В итоге осадил их вполне светскими аргументами о том, что "Сторожевая башня" у нас признан экстремистским материалом - сработало)))
...давя в себе желание развести костер прямо перед домом...
итоге осадил их вполне светскими аргументами
От меня они убегали после вопроса какую ежедневную норму смущенных ставят пасторы своим уличным агитаторам и сколько они получают от щедрот за каждого нового адепта.